На индонезийском острове Сулавеси проживает народ тораджи, который проводит весьма своеобразный ритуал.
Каждые три года представители тораджи откапывают тела своих покойных родственников для проведения обряда Манене.
Название фестиваля «Манене» переводится как «церемония очищения тел умерших». Тело покойника эксгумируют и наряжают в красивую одежду. Этот ритуал подчеркивает тесную связь между миром живых и мертвых.
Каждые три года представители тораджи откапывают тела своих покойных родственников для проведения обряда Манене.
Название фестиваля «Манене» переводится как «церемония очищения тел умерших». Тело покойника эксгумируют и наряжают в красивую одежду. Этот ритуал подчеркивает тесную связь между миром живых и мертвых.
Воссоединение живых и мертвых
Тораджи, живущие на острове Сулавеси, не боятся мертвых. Миллион человек на востоке Индонезии совмещают протестантизм и анимистические верования и раз в несколько лет проводят ритуал манене — «очищение мертвецов». Они вытаскивают гробы умерших родственников, омывают их тела, фотографируются всей семьей, а затем возвращают гробы в склеп. Плакать и скорбеть во время ритуала запрещено.
У тораджи особое отношение ко всему, связанному со смертью. Прежде чем оказаться в склепе, покойник может многие годы соседствовать со своими живыми родственниками. Все это время члены семьи ежедневно ухаживают за трупом, который консервируется с помощью формалина. Покойника омывают и переодевают; ему приносят еду и сигареты; к нему приходят гости; в темное время суток в комнате, где находится гроб, должен обязательно гореть свет.
Тораджи заботятся о мертвых, как будто те — тяжелобольные, но живые родственники.
Они боятся, что усопшие, за которыми недостаточно хорошо ухаживали, будут мстить с того света. Тело покойного может находиться в доме от нескольких недель до нескольких лет, пока родственники не будут готовы — морально и финансово — попрощаться с ним.
Для жителей Сулавеси похороны — одно из важнейших событий в жизни. Тораджи верят, что после погребения человек проходит несколько этапов загробной жизни и в итоге оказывается в пуйе — месте, где его душа перевоплощается.
Тораджи, живущие на острове Сулавеси, не боятся мертвых. Миллион человек на востоке Индонезии совмещают протестантизм и анимистические верования и раз в несколько лет проводят ритуал манене — «очищение мертвецов». Они вытаскивают гробы умерших родственников, омывают их тела, фотографируются всей семьей, а затем возвращают гробы в склеп. Плакать и скорбеть во время ритуала запрещено.
У тораджи особое отношение ко всему, связанному со смертью. Прежде чем оказаться в склепе, покойник может многие годы соседствовать со своими живыми родственниками. Все это время члены семьи ежедневно ухаживают за трупом, который консервируется с помощью формалина. Покойника омывают и переодевают; ему приносят еду и сигареты; к нему приходят гости; в темное время суток в комнате, где находится гроб, должен обязательно гореть свет.
Тораджи заботятся о мертвых, как будто те — тяжелобольные, но живые родственники.
Они боятся, что усопшие, за которыми недостаточно хорошо ухаживали, будут мстить с того света. Тело покойного может находиться в доме от нескольких недель до нескольких лет, пока родственники не будут готовы — морально и финансово — попрощаться с ним.
Для жителей Сулавеси похороны — одно из важнейших событий в жизни. Тораджи верят, что после погребения человек проходит несколько этапов загробной жизни и в итоге оказывается в пуйе — месте, где его душа перевоплощается.
Сельские жители всю жизнь копят на похороны.
Процессия, в которой участвует вся деревня и многочисленные родственники, должна быть роскошной и сопровождаться ритуалами, требующими больших, по местным меркам, затрат. Близким умершего нужно принести в жертву буйволов, которые повезут душу усопшего по загробному миру. Как отмечает BBC, на похороны влиятельного человека тораджи могут потратить $50 тысяч — это 10 средних годовых доходов семьи усопшего.
Островитяне не закапывают гроб, а помещают его или в семейный склеп, или в пещеру — тоннели в горах на Сулавеси растянулись на многие километры. Рядом с гробом ставят снимок покойного. До появления фотографии родственники заказывали деревянную картину, изображающую умершего.
Процессия, в которой участвует вся деревня и многочисленные родственники, должна быть роскошной и сопровождаться ритуалами, требующими больших, по местным меркам, затрат. Близким умершего нужно принести в жертву буйволов, которые повезут душу усопшего по загробному миру. Как отмечает BBC, на похороны влиятельного человека тораджи могут потратить $50 тысяч — это 10 средних годовых доходов семьи усопшего.
Островитяне не закапывают гроб, а помещают его или в семейный склеп, или в пещеру — тоннели в горах на Сулавеси растянулись на многие километры. Рядом с гробом ставят снимок покойного. До появления фотографии родственники заказывали деревянную картину, изображающую умершего.
Индонезийский социолог Энди Танди Лоло считает, что манене поддерживает «социальное взаимодействие между живыми и мертвыми». С помощью ритуала тораджи продолжают ухаживать за своими родственниками: они не только омывают их, но и обрабатывают от насекомых. Обязательная часть манене — снимок с усопшим. Некоторые тораджи нанимают профессионального фотографа для семейного портрета. Молодое поколение делает с покойниками селфи.
По словам местных жителей, манене помогает справиться с болью утраты. Тораджи продолжают считать мертвого частью семьи — и даже говорят о нем в настоящем времени. «Исполнение ритуала — мой способ обрабатывают матери ее любовь. Я забочусь о ней так же, как она обо мне, когда я был ребенком», — говорит житель Сулавеси Бартоломеус Бунга. Мужчина сравнивает ритуал с возвращением домой на Рождество — «то чувство, когда ты встречаешь близкого человека, которого не видел долгое время».
По словам местных жителей, манене помогает справиться с болью утраты. Тораджи продолжают считать мертвого частью семьи — и даже говорят о нем в настоящем времени. «Исполнение ритуала — мой способ обрабатывают матери ее любовь. Я забочусь о ней так же, как она обо мне, когда я был ребенком», — говорит житель Сулавеси Бартоломеус Бунга. Мужчина сравнивает ритуал с возвращением домой на Рождество — «то чувство, когда ты встречаешь близкого человека, которого не видел долгое время».
Во время обряда Манене тораджи высушивают мумии троих умерших родственников, а затем чистят их и одевают в новую одежду.
В начале похорон тораджи забивают буйвола или быка и кладут рога возле дома своего родственника. Чем больше рогов украшает дом семьи, тем выше социальный статус покойника.
Семья Тиранда надевает солнечные очки своему покойному родственнику во время ритуала Манене, который каждые три года проводится в деревне Пангала.
В конце церемонии тело помещают в каменную пещеру в скале (слева). С этого момента душа умершего начинает свое путешествие в мир иной. Гробы находятся в могилах (справа) и извлекаются оттуда перед фестивалем Манене.
Умершего называют «заболевшим» или «уснувшим», потому что тораджи считают их живыми до самых похорон.
Тораджи хоронят своих родственников там, где они прожили большую часть своей жизни или умерли. Отклонение от этой традиции вызывает разногласия в семьях. Например, бывают случаи, когда супруги желают быть похороненными рядом и таким образом ставят своего партнера выше кровных родственных связей.
Тораджийские мужчины совершают ритуал сесемба в деревне на острове Сулавеси, Индонезия. Часто погребение происходит через несколько лет после смерти, поэтому у семьи умершего достаточно времени на подготовку пышных похорон.
Тораджийские мужчины готовят кабана традиционным способом на бамбуковых палках перед фестивалем Манене.