Посмертные фото (они же — post mortem) — это пугающий тренд Викторианской эпохи, который в те времена казался совершенно обыденным. С появлением дагеротипов, даже у относительно небогатых слоев населения появилась возможность делать портреты. Но многие использовали новейшее изобретение не столько для того, чтобы запечатлеть свой образ, сколько для того, чтобы оставить память об умерших близких. Жутковатый трюк заключается в том, что умершему пытались придать максимально естественную позу, словно он и не отправился в мир иной.
Тогда отношение к смерти было другим и родственники не видели ничего ужасного в том, чтобы нарядить усопшего, прикрепить его к штативу, нарисовать глаза поверх настоящих (или влить специальный раствор, чтобы они блестели как живые) и позировать с ним на протяжении десятков минут.
Первой относительно рабочей и массовой технологией создания фотографий стала дагеротипия (старый способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем пористого серебра). Она появилась в 1839 году. И если раньше создание портретов было доступной лишь богатым людям возможностью, то теперь наука обеспечила снимками даже средний класс. Портреты получались относительно недорогими и создавались быстро – не требовалось месяцами ждать, пока художник закончит свою работу. Люди сразу же оценили новые возможности, ведь с их помощью можно было сохранить на память облик умерших родственников. А с появлением новых технологий, например, коллодионного процесса, с одного негатива стало возможным печатать несколько фотографий.
Первой относительно рабочей и массовой технологией создания фотографий стала дагеротипия (старый способ фотографирования на металлической пластинке, покрытой слоем пористого серебра). Она появилась в 1839 году. И если раньше создание портретов было доступной лишь богатым людям возможностью, то теперь наука обеспечила снимками даже средний класс. Портреты получались относительно недорогими и создавались быстро – не требовалось месяцами ждать, пока художник закончит свою работу. Люди сразу же оценили новые возможности, ведь с их помощью можно было сохранить на память облик умерших родственников. А с появлением новых технологий, например, коллодионного процесса, с одного негатива стало возможным печатать несколько фотографий.
Подобные фотографии напоминали о скоротечности жизни, но куда больше выступали сентиментальным памятником умершему. Дошло даже до того, что люди снимали умерших детей, в том числе новорожденных. Надо сказать, что в ту эпоху детская смертность была очень высокой. Часто портрет умершего ребенка был вообще его единственным, оставшимся в семье. В конце XIX века посмертная фотография переживала пик своей популярности. Однако уже в следующем столетии мода сошла на нет. Возможно, мировые войны и эпидемии изменили отношение людей к смерти. Она стала пугать.
Первым представителем этого жанра, как считается, стал «Автопортрет в виде утопленника». Его создал в 1840 году Ипполит Байар, один из пионеров технологии. Он снял самого себя в полуобнаженном виде в сидячем положении со склоненной на бок головой и закрытыми глазами. Снимок стал формой протеста Байара, который требовал признания своих заслуг в деле продвижения технологий фотографии.
Как менялся стиль посмертной фотографии?
В первых постмортем фотографиях (от лат. post mortem — после смерти) композиция была очень простой – лицо умершего показывали крупным планом, а иногда тело даже лежало в гробу. Но самое интересное, что и сделало сам этот жанр столь запоминающимся – фотографии умерших в непринужденных и естественных позах, словно бы он живой или же глубоко спит. Детей клали в коляски, на детские стульчики или диванчики, окружали их игрушками или куклами. При этом популярными были групповые фото, где рядом с умершим были члены его семьи, ближайшие родственники.
В первых постмортем фотографиях (от лат. post mortem — после смерти) композиция была очень простой – лицо умершего показывали крупным планом, а иногда тело даже лежало в гробу. Но самое интересное, что и сделало сам этот жанр столь запоминающимся – фотографии умерших в непринужденных и естественных позах, словно бы он живой или же глубоко спит. Детей клали в коляски, на детские стульчики или диванчики, окружали их игрушками или куклами. При этом популярными были групповые фото, где рядом с умершим были члены его семьи, ближайшие родственники.
Причем постановочные кадры делали не только в доме усопшего, но даже и в фотоателье. На фото ниже музейная экспозиция, отображающая процесс съемки пост-мортем фото.
Для удерживания тела в положении стоя использовались специальные приспособления. А чтобы лицо выглядело максимально жизненным, иногда художник подрисовывал открытые глаза сверху на веках. Щеки же подрумянивали, чтобы скрыть бледность.
Посмертная фотография, как художественный жанр
Надо сказать, что посмертная фотография интересовала не только обывателей. В этом жанре творили многие известные фотографы. Например, Надар часто фотографировал умерших. Именно этот мастер оставил нам посмертное фото Виктора Гюго.
Сегодня искусству фотографий посвящено множество исследований, не обойдено вниманием и посмертное фото. Эксперты полагают, что этот жанр появился, как возможность подчеркнуть разницу между живым и мертвым. Это позже сформировалось многообразие сюжетов, тогда же именно смерть стала главной темой в фотографии. В фундаментальном труде по теории фотографии «Camera Lucida» Ролана Барта немало внимания как раз и уделяется соотношению живого и мертвого, как инструмента языка нового изобразительного искусства.
Посмертная фотография не только подчеркивала разницу живого и мертвого, но и обеспечила другую традицию – изображать живых в виде мертвецов. Мы уже говорили о примере Ипполита Байара. Но у такого веяния есть и вполне логичное объяснение. Ранние фотографии создавались не моментально, объект съемки вынужден был долго позировать из-за длительной выдержки. А объяснить неподвижность модели и неестественность ее позы легко можно было смертью.
Надо сказать, что посмертная фотография интересовала не только обывателей. В этом жанре творили многие известные фотографы. Например, Надар часто фотографировал умерших. Именно этот мастер оставил нам посмертное фото Виктора Гюго.
Сегодня искусству фотографий посвящено множество исследований, не обойдено вниманием и посмертное фото. Эксперты полагают, что этот жанр появился, как возможность подчеркнуть разницу между живым и мертвым. Это позже сформировалось многообразие сюжетов, тогда же именно смерть стала главной темой в фотографии. В фундаментальном труде по теории фотографии «Camera Lucida» Ролана Барта немало внимания как раз и уделяется соотношению живого и мертвого, как инструмента языка нового изобразительного искусства.
Посмертная фотография не только подчеркивала разницу живого и мертвого, но и обеспечила другую традицию – изображать живых в виде мертвецов. Мы уже говорили о примере Ипполита Байара. Но у такого веяния есть и вполне логичное объяснение. Ранние фотографии создавались не моментально, объект съемки вынужден был долго позировать из-за длительной выдержки. А объяснить неподвижность модели и неестественность ее позы легко можно было смертью.
Со стороны процесс съемки выглядел так
Больше всего в этих фото пугает даже не сам факт того, что на них изображены мертвецы (в конце концов, все люди с фото тех времен, так или иначе, уже мертвы). Гораздо больше неуютное и тревожное ощущение вызывает понимание того, что раньше к умершим относились иначе, сама смерть в сознании людей была совершенно иной. К погибшим действительно относились так, словно они все еще где-то здесь, рядом, и дагеротип навсегда сможет удержать хотя бы какую-то их часть.