Русалка — один из центральных образов украинской и белорусской мифологических традиций. Это очень известный, хорошо сформированный персонаж, о котором существовало (и до сих пор существует) огромное количество текстов с очень разветвленной системой мифологических мотивов.
Мы привыкли считать, что русалка — это девушка с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, но есть и другие разновидности этих мифических созданий. Существует множество видов рыбоподобных мужчин, или, как их ещё называют, морских мужей. Известны истории о двухвостых русалках, людях-рыбах с перепонками на руках и ногах, а также о русалках, которые являются наполовину тюленями, наполовину осьминогами или наполовину дельфинами. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а утопленицы и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.
Мы привыкли считать, что русалка — это девушка с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, но есть и другие разновидности этих мифических созданий. Существует множество видов рыбоподобных мужчин, или, как их ещё называют, морских мужей. Известны истории о двухвостых русалках, людях-рыбах с перепонками на руках и ногах, а также о русалках, которые являются наполовину тюленями, наполовину осьминогами или наполовину дельфинами. Очень часто у них не видно лиц, потому что они — покойницы. Причем не любые покойницы, а утопленицы и из-за этого не имеющие упокоения на том свете.
Они могут хранить покой своих островов, спасать заблудившихся моряков, посылать обильный улов или предупреждать о непогоде. А если повезёт, то и исполнять человеческие желания! Но будьте осторожны: далеко не все русалки добрые, встречаются даже по-настоящему опасные.
Не забывайте, что русалки — существа магические, а часто ещё и чрезвычайно могущественные: они контролируют морские воды, пускают ко дну корабли, похищают людей и прячут их в своих подводных жилищах, заманивают моряков на верную смерть завораживающим пением и налагают смертельные проклятия на тех, кто их расстраивает. И даже добрая по своей природе русалка может рассердиться, если отнестись к ней без должного уважения!
Не забывайте, что русалки — существа магические, а часто ещё и чрезвычайно могущественные: они контролируют морские воды, пускают ко дну корабли, похищают людей и прячут их в своих подводных жилищах, заманивают моряков на верную смерть завораживающим пением и налагают смертельные проклятия на тех, кто их расстраивает. И даже добрая по своей природе русалка может рассердиться, если отнестись к ней без должного уважения!
Прообраз современных русалок появился около 6-7 тысяч лет назад в шумерской мифологии. Существо по имени Оан было посланником верховного божества мудрости, пресных вод и подземного мира. Согласно преданиям, днем Оаннес выходил из вод Персидского залива и учил людей наукам, ремеслам и законам, а ночью возвращался в морскую пучину.
Поскольку шумерскому Прометею нужно было и ходить по земле, и жить под водой, черты человека и рыбы в нем сильно смешались.
Поскольку шумерскому Прометею нужно было и ходить по земле, и жить под водой, черты человека и рыбы в нем сильно смешались.
На Троицкую неделю приходится пик солнечной активности и цветения растений, и в соответствии с очень древними представлениями это связывается с возвращением душ умерших на землю. Вероятно, слово «русалка» восходит к древнегреческим «розалиям», или «русалиям», — празднику, который отмечался в античном мире в начале мая, когда расцветали розы. В этот период устраивались поминальные обряды и на могилы умерших возлагали розы и розовые венки. В восточнославянской традиции на Троицкую неделю, когда начинает колоситься рожь, на землю приходят русалки, поэтому по-украински эта неделя называется «Русальний тиждень» (Русальная неделя).
Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.
После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.
Вернувшись, русалки бегают по ржи, качаются на ветвях деревьев, танцуют, устраивают хороводы. Чаще всего появляются гурьбой. В этот период они очень опасны для людей: нападают, пугают, щекочут до смерти, вообще причиняют очень много неудобств. Кроме того, они могут приходить в свои дома, и там для них оставляют пищу и какую-то одежду, особенно люди, у которых кто-то из родни умер неправильной смертью и имел шанс стать русалкой.
После окончания Троицкой недели, в первый день Петровского поста или в воскресенье перед ним, русалки должны уйти назад, в иной мир. Для того чтобы это наверняка произошло, существовал особый обряд, который назывался «проводы русалки», или «изгнание русалки». Для него в последний день Троицкой недели делали соломенное чучело и с пением специальных песен всем селом выносили за границы села, в поле или в лес, а там ритуально уничтожали: топили в реке, сжигали или разрывали на кусочки и разбрасывали по полю. Второй вариант этого обряда — когда какую-нибудь девушку наряжали русалкой (одевали в светлые одежды, закрывали лицо), под руки, с пением специальных обрядовых песен, выводили за пределы села и оставляли. Эта девушка, посидев какое-то время где-нибудь в поле или под кустом, тихонько возвращалась к себе домой и продолжала жить своей обычной жизнью.