Блог

Звезда Давида

2023-11-10 23:35 Эзотерика
Сегодня шестиконечная звезда, известная под названиями «щит Давида» (магендавид) или «звезда Давида», считается прежде всего символом евреев, но этой традиции меньше двухсот лет. Гексаграмма как орнамент или маги­ческий символ встречается у мно­гих народов начиная с древнейших времен, и ничего специфически еврейского в ней изначально не было.
Культурологи и теологи не пришли к единому мнению о символизме и значении Звезды Давида, поскольку существует сразу несколько интерпретаций с одинаковой степенью популярности. Представители языческих культов первыми использовали данный символ как магическое и декоративное украшение. В наше время, даже в иудейской вере, встречаются разные интерпретации:

Первая версия гласит, что два взаимосвязанных треугольника выступают символом накопленного опыта еврейского народа. Первые три точки — это творение, откровение, искупление. Вторые три точки — человек, мир, Бог.
Царь Давид был вторым правителем народа Израиля. В иудаизме, христианстве, исламе выступает значимой фигурой. Поскольку правитель это не просто царь, но и защитник, его Звезда имеет такое же значение. Щит представляет Давида как защитника и избавителя его народа.

Каббала трактует символ следующим образом: шесть точек и центр звезды — это семь эмоциональных атрибутов (доброта, строгость, гармония, настойчивость, величие, царственность и основательность). Основательность — главный атрибут и расположен в центре, а остальные эмоциональные атрибуты исходят из него. Эта традиция остается актуальной и в наши дни.

Некоторые видят в гексаграмме аналог китайского символизма модели Инь-Янь. Верхний и нижний треугольники олицетворяют слияние мужской и женской энергии. Или в другой интерпретации — слияние стихий огня и воды. Согласно этой версии, мужская цепь на шею с гексаграммой помогает приблизиться к благостной гармонии.

Поскольку в мировом сообществе до сих пор идут споры, к какой религии относится мормонское учение, рассмотрим их версию также. В мормонской архитектуре гексаграмма используется как символ союза неба и земли. Нижний треугольник символизирует людей, тянущихся вверх к Богу, а нижний — Бога, который тянется к людям.
Христианская трактовка символа отличается от иудейской, однако и в нашей религии встречаются разные значения Звезды Давида. Согласно одной из версий, гексаграмма символизирует шесть дней, во время которых Бог создавал мир. Согласно второй версии, шестиконечный символ выступает объединением Ветхого и Нового Завета.
Нередко в христианских храмах на вершинах крестов мы наблюдаем Звезду Давида. Некоторые теологи объясняют это явление связью с утренней звездой. Иисус Христос сравнивал себя с ней, ведь утренняя звезда призвана рассеивать грехи и злые умыслы. Однако стоит отметить, что в догматах Церкви нет официально признанного символа утренней звезды, поэтому данная интерпретация Щита Давида является лишь одной из версий.

Третья теория обращает наше внимание к Средним Векам. Несмотря на повсеместное распространение религии, защитная магия была популярна в народе и даже среди представителей Церкви. Например, итальянский философ и теолог Фома Аквинский говорил, что амулеты способны защитить человеческую душу, но только в единстве с молитвой.

Известно, что монахи создавали миниатюрные защитные заклинания, на которых наносились слова из молитвы и разнообразные рисунки. Считалось, что человек, носящий при себе гексаграмму, будет защищен.
У средневековых мусульман был распро­странен так называемый амулет «Семи печатей», включающий в том числе рисунок шестиконечной звезды. Все вместе эти печати назывались печатями Соломона. Как минимум с XIII века они начинают встречаться в качестве защитного знака также у иудеев и христиан. И те и другие особо выделяли шестиконеч­ную и пяти­конечную звезды и использовали их в магических практиках для защиты от демонов. С этого времени печати Соломона также известны как звезды Соломона.

Защитная магия была широко распро­стра­нена по всей средне­вековой Европе. Даже Фома Аквинский признавал защитную силу амулетов — правда, только вместе с молит­вами и цитатами из Священного Писания. А уж обыч­ные монахи и клирики повсе­местно изготавливали заклинания с имею­щими «волшебную» силу рисунками и продавали их или давали в аренду миря­нам. Например, надпись в часослове XV века, сопровождающая печать с гексаграм­мой, предпи­сывает читателю использовать ее в качестве амулета в бою: «Тот, кто будет носить печать Соломона на себе, не будет захвачен в плен».