Блог

Радоница (поминальные дни)

2023-07-22 22:28 Эзотерика
Радоница выпадает на 9 день после православной Пасхи, на вторник. В некоторых случаях Радоницу переносят на понедельник, а если во вторник происходит какой-либо другой православный праздник, то – на среду Фоминой (Радоницкой) недели. В некоторых районах России Радоницей называлась вся Фомина неделя.
Название дня Радоницы происходит от славянского «радоваться», что в современном представлении о празднике поминания усопших может показаться странным. Однако наши предки вкладывали в это слово вовсе не грустные воспоминая, а именно весёлые и радостные.
Радоница - (другие названия — Радуница, Деды)
В языческом пантеоне древних славян Радуницами назывались божества, покровительствующие умершим, хранительницы их душ.
История
По свидетельству Иоанна Златоустого, уже в IV веке христиане в качестве церковного ритуала совершали Радоницкие обряды на могилах своих близких.
Во многих местах крестьяне верили, что раньше Радуницы поминать родителей нельзя, так как именно в этот день они впервые разговляются после Пасхи. В советские времена, когда многим посещать церковь было нельзя, люди приходили праздновать Пасху на кладбище. Таким образом, по сути, и Радуница, и Пасха праздновались в один день.
Поминовения у православных верующих свершаются в родительские субботы, которых в православном христианстве насчитывается 7, из них – 2 называются Вселенскими, когда происходят молебны за всех умерших на земле.

Традиции Радоницы
Раньше на Радоницу, с самого начала дня, хозяйка готовила особые продукты, которые следовало отнести на могилу к усопшему.
Традиционным блюдом считалось отварное куриное яйцо, как правило, зелёного или жёлтого цвета, что символизирует грусть и томление. Помимо яиц следовало приготовить кутью, блины и тонкие сухие лепёшки.
Существует и по сей день традиция поминать усопших такими блюдами.
Посещение могил родственников – главная традиция Радоницы. В старину на Радоницу, как и в наши дни, на могилы приносили пасхальную еду и пасхальные яйца. Если сейчас пасхальное яйцо просто кладут на могилу, то раньше было принято закапывать под крестом или, разбивая о крест, очищать и нищим на «помин души». Такой обряд назывался «христосование с родными».
Раньше еду, приготовленную для поминания, брали с собой, завёрнутой в ткань, и кушали прямо на могилке, зарывая в землю ту часть, которая приготовлена для покойника. Теперь этого не делают, а оставляют пищу у памятника или креста, чтобы любой прохожий мог помянуть погребённого здесь человека.
Ещё одной традицией на Радоницу является угощение бедных, нищих и бездомных. В этот родительский день их немало на кладбище и им не принято отказывать. Им отдают часть принесённой с собой еды.
В некоторых местностях не было принято ходить на кладбище. Там считалось, что в этот день усопшие приходят в дома своих родственников. Для того чтобы их хорошо встретить, с самого утра растапливали баню, в которой клали для них на весь день и ночь чистое белье.
В это время в баню всем возбранялось заходить. С наступлением утра все домочадцы шли туда и искали следы, свидетельствующие о приходе усопших. Мыться в бане можно было только после окончания Радоницы.
В традициях Радоницы было обязательно ставить на подоконник воду и кусочки хлеба. Вечером устраивали поминальный ужин, где на столе обязательно стояли три лишних тарелки: для завтрака, обеда и ужина умерших. Оставшуюся после праздничной трапезы еду было принято раздавать нищим и бездомным.
В древности считалось, что на Радоницу обязательно должен пойти дождь. Дети с утра бегали на улицу и взывали к небу, чтобы оно подарило им «священной воды». Ей умывались, ведь она, как считали наши предки, помогает исцелиться и очищает от грехов. Молодые девушки умывались такой водой, пропуская её через своё колечко, чтобы сохранить молодость и красоту на долгие годы.

Вьюнец
На Фоминой неделе справлялся «Вьюнец», или «Вьюшник». Этот старинный обряд состоял в хождении под окнами с «вьюницкими» песнями в честь новобрачных, повенчавшихся с осени по весну. Движение компании по селению оживлялось шутками и забавами. Обряд напоминал зимнее колядование.
Весёлая нарядно одетая толпа, собравшись в условленном месте, двигалась из конца в конец селения и начинала «искать вьюнца и вьюницу» (молодых). Причём молодёжь это делала утром, а семейные мужчины и женщины — вечером.
Стучались под окном с особым припевом-причетом: «Вьюн-вьюница, отдай наши яйцы!» Где нет молодожёнов, там от непрошеных гостей отделывались тем, что, подавая несколько яиц, христосовались с кем-нибудь из них.
Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились и борлись один на один, песни пели перед таким домом до тех пор, покуда виновники торжества не выйдут к ним сами и не вынесут угощения: яиц, пива, мёда, орехов, пряников, иногда денег детворе.