Пентаграмма, или пентакль, – это символ, который у большинства прочно ассоциируется с сатанизмом, поклонением темным силам. Но это несправедливо: пятиконечная звезда – очень древний символ и в своем исконном значении ни малейшей связи с Сатаной не имеет. Узнаем, как появилась пентаграмма и почему приобрела столь мрачное значение.
![](https://static.tildacdn.com/tild6332-6436-4931-a535-386330666461/image.png)
Пентаграмма, или пентакль, – это символ, который у большинства прочно ассоциируется с сатанизмом, поклонением темным силам. Но это несправедливо: пятиконечная звезда – очень древний символ и в своем исконном значении ни малейшей связи с Сатаной не имеет. Узнаем, как появилась пентаграмма и почему приобрела столь мрачное значение.
Древнейшее использование
Возраст этого символа – 5,5 тыс. лет, если не больше. Первые изображения пентаграммы датированы примерно 3500 г. до н. э. и найдены в окрестностях Урука – древнего города-государства вавилонян и шумеров. В Древнем Вавилоне она служила оберегом и символизировала траекторию движения планеты Венеры по небу. Вавилоняне настолько верили в спасительные силы пятиконечной звезды, что даже рисовали ее на стенах и дверях зданий для защиты от темных сил и различных несчастий.
У тех же вавилонян пентаграмма ассоциировалась с богиней Иштар. Она была главным женским божеством аккадской мифологии и покровительствовала любви и плодородию. Кроме того, жители Древнего Вавилона считали пентакль символом царей и правителей, изображение пятиконечной звезды можно встретить на царских печатях.
Древнейшее использование
Возраст этого символа – 5,5 тыс. лет, если не больше. Первые изображения пентаграммы датированы примерно 3500 г. до н. э. и найдены в окрестностях Урука – древнего города-государства вавилонян и шумеров. В Древнем Вавилоне она служила оберегом и символизировала траекторию движения планеты Венеры по небу. Вавилоняне настолько верили в спасительные силы пятиконечной звезды, что даже рисовали ее на стенах и дверях зданий для защиты от темных сил и различных несчастий.
У тех же вавилонян пентаграмма ассоциировалась с богиней Иштар. Она была главным женским божеством аккадской мифологии и покровительствовала любви и плодородию. Кроме того, жители Древнего Вавилона считали пентакль символом царей и правителей, изображение пятиконечной звезды можно встретить на царских печатях.
![](https://static.tildacdn.com/tild6465-6433-4439-b237-626630393339/image.png)
Древние египтяне тоже чтили этот символ. Подобие пентаграммы можно встретить на египетских статуях, его изображением украшали потолки гробниц, символизировавших звездное небо.
В античном мире пентаграмма еще больше расширила спектр своего значения. Например, ее изображение можно найти на печати Александра Македонского, она же позже стала одним из талисманов у гностиков, означая интеллектуальное превосходство.
Но особенно чтили пентакль пифагорейцы – последователи философского учения Пифагора Самосского. Если верить немецкому оккультисту Агриппе, пифагорейцы использовали ее как знак принадлежности к своему обществу. Пять «лучиков» звезды символизировали пять главных природных элементов, или стихий: огня, воды, земли, воздуха и эфира (дух, идея).
В античном мире пентаграмма еще больше расширила спектр своего значения. Например, ее изображение можно найти на печати Александра Македонского, она же позже стала одним из талисманов у гностиков, означая интеллектуальное превосходство.
Но особенно чтили пентакль пифагорейцы – последователи философского учения Пифагора Самосского. Если верить немецкому оккультисту Агриппе, пифагорейцы использовали ее как знак принадлежности к своему обществу. Пять «лучиков» звезды символизировали пять главных природных элементов, или стихий: огня, воды, земли, воздуха и эфира (дух, идея).
![](https://static.tildacdn.com/tild3636-3861-4462-a336-643338616436/image.png)
Пентаграмма в новой эре
В первые века нашей эры в Европе распространилось христианство. Но пентаграмма и тогда не имела никакого отношения к сатанизму и никак не ассоциировалась с темными силами. Например, император Константин Великий, известный тем, что сделал христианство официальной религией, почитал пентаграмму. Она ассоциировалась у него со светочем, который вывел его на путь веры.
В дальнейшем в западном христианстве пентаграмма стала символизировать пять ран Христа. Использовалась она и в символике рыцарей-тамплиеров. И лишь в период инквизиции впервые пятиконечную звезду стали связывать с темными силами, с ведьмами – впрочем, ненадолго.
В большинстве европейских культур и мистических практик пентакль продолжал служить символом защиты, оберегом. Например, в поэме «Фауст» Гёте пентаграмма оберегала Фауста от злых сил. Но однажды он плохо прорисовал ее на полу, и Мефистофель в виде пуделя сумел проскользнуть в его дом.
В целом, в авраамических религиях сформировалось представление о пентаграмме как об искупительной жертве: самопожертвовании Христа, жертвоприношении Исаака, козле отпущения – животном, на которого символически возлагали грехи людей.
В первые века нашей эры в Европе распространилось христианство. Но пентаграмма и тогда не имела никакого отношения к сатанизму и никак не ассоциировалась с темными силами. Например, император Константин Великий, известный тем, что сделал христианство официальной религией, почитал пентаграмму. Она ассоциировалась у него со светочем, который вывел его на путь веры.
В дальнейшем в западном христианстве пентаграмма стала символизировать пять ран Христа. Использовалась она и в символике рыцарей-тамплиеров. И лишь в период инквизиции впервые пятиконечную звезду стали связывать с темными силами, с ведьмами – впрочем, ненадолго.
В большинстве европейских культур и мистических практик пентакль продолжал служить символом защиты, оберегом. Например, в поэме «Фауст» Гёте пентаграмма оберегала Фауста от злых сил. Но однажды он плохо прорисовал ее на полу, и Мефистофель в виде пуделя сумел проскользнуть в его дом.
В целом, в авраамических религиях сформировалось представление о пентаграмме как об искупительной жертве: самопожертвовании Христа, жертвоприношении Исаака, козле отпущения – животном, на которого символически возлагали грехи людей.
![](https://static.tildacdn.com/tild3864-6138-4263-b939-663933633436/image.png)
Пентакль как знак сатанистов
Тогда как получилось, что пентаграмма, издревле служившая оберегом, приобрела такое темное значение? Все началось в середине XIX в., когда известный французский таролог Элифас Леви издал книгу «Учение и ритуал высшей магии».
В ней он утверждал, что пятиконечная звезда – знак умственного превосходства, символ упорядоченности и беспорядка. Отдельно Леви отметил, что перевернутая пентаграмма («с двумя восходящими концами») – это знак Сатаны в виде козла на ведьминском шабаше, ассоциируя лучи звезды с рогами.
Тогда как получилось, что пентаграмма, издревле служившая оберегом, приобрела такое темное значение? Все началось в середине XIX в., когда известный французский таролог Элифас Леви издал книгу «Учение и ритуал высшей магии».
В ней он утверждал, что пятиконечная звезда – знак умственного превосходства, символ упорядоченности и беспорядка. Отдельно Леви отметил, что перевернутая пентаграмма («с двумя восходящими концами») – это знак Сатаны в виде козла на ведьминском шабаше, ассоциируя лучи звезды с рогами.
![](https://static.tildacdn.com/tild6533-6433-4138-a539-353861353635/image.png)
После Леви (на фото) предложенное им толкование подхватили и другие оккультисты, снабдив перевернутую звезду еще и окружностью. И всего за столетие мирный символ превратился в знак сатанизма, и эта ассоциация прочно закрепилась в массовой культуре.
![](https://static.tildacdn.com/tild6534-6634-4965-a434-323936333639/image.png)
Вся правда о пентаграмме или как правильно вызывать сатану
В качестве основы плаката использовалось гравюра Кристофера Марло на титульном листе "Трагической истории доктора Фауста" издания 1636 года. Тогда ещё знали как правильно вызывать дьявола, и о назначении пентаграммы тоже.
В качестве основы плаката использовалось гравюра Кристофера Марло на титульном листе "Трагической истории доктора Фауста" издания 1636 года. Тогда ещё знали как правильно вызывать дьявола, и о назначении пентаграммы тоже.
![](https://static.tildacdn.com/tild6635-3633-4333-b633-623064333236/image.png)
![](https://static.tildacdn.com/tild3866-3330-4330-a664-663234343636/image.png)
Но давайте по порядку. Для начала возьмем другое художественное произведение, которое поможет запомнить суть. "Вий".
Как помните, круг чертился для защиты от нечистой силы. Собственно круг всегда так и использовался магами - для защиты.
Один только круг было использовать ссыкотно, поэтому добавляли различные няштяки.
Как помните, круг чертился для защиты от нечистой силы. Собственно круг всегда так и использовался магами - для защиты.
Один только круг было использовать ссыкотно, поэтому добавляли различные няштяки.
Конечно, там часть предметов / символов / и прочих инструментов были для непосредственного вызова духов. Однако львиную долю занимала защита.
![](https://static.tildacdn.com/tild6130-3338-4430-a132-663235356633/image.png)
Сейчас же многие игры, кинематограф используют невежественное (а может и специально транслируют? =) ) представление. Что круг становиться порталом, и оттуда появляется существо. А сам вызывающий стоит снаружи круга.
![](https://static.tildacdn.com/tild3932-6333-4366-b866-666466363835/image.png)
Это неадекватная картина противоречащая сути магии призыва. Духа вызывали как специалиста в определенной области. Типа "Какой-нибудь-иель, у меня чакры засорились, прочисти". И издревле духи считаются вездесущими, иначе они бы не могли выполнить волю вызывающего. Им не нужен специальный портал. Вся эта сложность (помимо защиты) заключается в бюрократии для вызова: там обратиться к специалисту в рабочее время, оформить заявку, задобрить коньячком.
Пентаграмма
Это древнейший символ защиты и власти на духами. Поэтому её вписывали в круг, где стоял вызывающий, для дополнительной защиты. Обратимся к той же "Трагической истории доктора Фауста".
Там описывается случай, когда дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, потому что пентаграмма на его доме была плохо начерчена, и промежуток в уголке остался:
"Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь, Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога.
Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался?
Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, И промежуток в уголку остался, Там, у дверей, и я свободно мог вскочить."
Как видите, в популярной на тот момент литературе, значение пентаграммы правильно описано. Однако в современном мире популяризируется совершенно другое представление.
Обратную пентаграмму же придумал оккультист Элифас Леви (1810 — 1875). Что типа она как и обратный крест должна обладать обратным влиянием. Но это только предположение определённого человека, которое потом растиражировалось сатанистами.
Это древнейший символ защиты и власти на духами. Поэтому её вписывали в круг, где стоял вызывающий, для дополнительной защиты. Обратимся к той же "Трагической истории доктора Фауста".
Там описывается случай, когда дьявол Мефистофель проник в жилище учёного Фауста, потому что пентаграмма на его доме была плохо начерчена, и промежуток в уголке остался:
"Мефистофель: Нет, трудновато выйти мне теперь, Тут кое-что мешает мне немного: Волшебный знак у вашего порога.
Фауст: Не пентаграмма ль этому виной? Но как же, бес, пробрался ты за мной? Каким путем впросак попался?
Мефистофель: Изволили её вы плохо начертить, И промежуток в уголку остался, Там, у дверей, и я свободно мог вскочить."
Как видите, в популярной на тот момент литературе, значение пентаграммы правильно описано. Однако в современном мире популяризируется совершенно другое представление.
Обратную пентаграмму же придумал оккультист Элифас Леви (1810 — 1875). Что типа она как и обратный крест должна обладать обратным влиянием. Но это только предположение определённого человека, которое потом растиражировалось сатанистами.